Ниже приводится описание конструкции шкафов КСО-298SI с выключателем. Другие типы шкафов (с трансформатором напряжения, с разрядниками, с силовыми трансформаторами и др.) имеют аналогичную конструкцию и отличаются, в основном, только конструкцией выкатного элемента.
Условия обслуживания ячеек — одностороннее (по заказу могут поставляться ячейки с двухсторонним обслуживанием).
Ячейка КРУ представляет собой сборную металлоконструкцию, составные части которой соединены методом клепки из оцинкованных листовых гнутых профилей толщиной 2 мм, внутри которой размещена вся аппаратура схем главных и вспомогательных цепей.
Для безопасного обслуживания и локализации аварий корпус разделен на отсеки металлическими перегородками. Ячейка КРУ состоит их четырех основных отсеков — отсека сборных шин A, отсека выключателя B, кабельного отсека С и релейного РЗА отсека D. Отсеки A, B и C оборудованы клапанами сброса избыточного давления, которые расположены сверху ячейки. По умолчанию клапана комплектуются концевыми выключателями положения. С фасада доступ в отсеки B, C и D ограничен усиленными взрывобезопасными дверьми специальной конструкции, оборудованными ригельными замками. Дверь отсека B так же оборудована системой блокировок связанной с ВЭ. Двери отсеков В и С оборудованы смотровыми окнами с применением защитного стекла. В ячейках двухстороннего обслуживания с задней стороны шкафа имеется дополнительная панель (дверь) для доступа к кабельному отсеку.
Отсек сборных шин
Доступ к отсеку осуществляется из отсека выключателя, при изъятом выключателе и снятой перегородке между отсеками B и C, через съемные клапаны сброса давления (расположены сверху ячейки), через специальное окно с задней стороны ячейки при снятой задней панели (для ячеек двухстороннего обслуживания).
В отсеке сборных шин располагаются:
- сборные шины, изготовленные из меди прямоугольного сечения и проложенные частями из ячейки в ячейку. В зависимости от номинального тока применяют одинарные или сдвоенные шины;
- проходные изоляторы верхнего контактного узла в сборе с неподвижными контактами;
- проходные и тупиковые изоляторы сборных шин;
- опорные изоляторы сборных шин и емкостные делители устройств контроля напряжения, если того требует однолинейная схема;
- клапан сброса избыточного давления;
датчик дуговой защиты (если указан в заказе).
Для локализации дуги внутри отсека переход сборных шин из ячейки в ячейку выполнен через проходные изоляторы.
Отсек выключателя
Отсек выключателя содержит все необходимое оснащение и блокировки для безотказной и безопасной взаимной эксплуатации выкатного элемента и ячейки (Рис. 2.5.4). Отсек выключателя полностью локализован от остальных отсеков. В верхней части отсека расположен клапан сброса избыточного давления, оборудованный концевым выключателем. На задней стенке отсека расположена панель проходными изоляторами и установленными в них неподвижными контактами. Для обеспечения безопасности обслуживающего персонала, защиты от попадания под напряжение, в отсеке установлен шторочный механизм, далее ШМ, ограничивающий доступ к неподвижным контактам, находящимся под напряжением, при ремонтных и эксплуатационных работах в отсеке. При нахождении ВЭ в контрольном или ремонтном положениях — шторки ШМ закрыты. Имеется возможность установки навесного замка, для фиксации шторок в этом положении и предотвращения открыть их вручную (Рис. 2.5.5). При перемещении ВЭ из контрольного в рабочее шторки ШМ открываются автоматически. Конструкция двери отсека выключателя является дугостойкой, дверь оборудована многоточечным ригельным замком и блокировкой, позволяющей открыть дверь только при условии, что ВЭ находится в контрольном положении.
Правильную и безопасную последовательность перемещения ВЭ в КРУ обеспечивает система блокировок.
ВЭ располагается внутри отсека на специальных направляющих, закрепленных к боковым стенкам ячейки. На правой направляющей так же крепится механизм, осуществляющий «оперативную» блокировку ВЭ.
В отсеке выключателя так же расположены съемные металлические перегородки, обеспечивающие доступ в отсек сборных шин и верхнюю часть кабельного отсека, разъем вспомогательных цепей ВЭ, лампа освещения.
Кабельный отсек
В кабельном отсеке располагается следующее оборудование
- трансформаторы тока;
- трансформаторы напряжения;
- трансформаторы тока нулевой последовательности;
- емкостные делители устройств контроля напряжения;
- опорные изоляторы;
- ОПН;
- быстродействующий заземлитель;
- кабельные ввода с хомутами закрепления силовых кабелей;
- концевые заделки кабелей;
- система заземляющих шин;
- металлические каналы для кабелей вспомогательных цепей
- лампа освещения.
Кабельный отсек оборудован клапаном сброса избыточного давления с концевым выключателем положения. Конструкция двери кабельного отсека является дугостойкой, дверь оборудована многоточечным ригельным замком, смотровым окном и по заказу может быть оборудована блокировкой, позволяющей открыть дверь только при условии, включения заземлителя.
Дно кабельного отсека оборудовано гермовводами для прохода и специальными хомутами для крепления силовых кабелей, а так же кронштейнами для крепления трансформаторов нулевой последовательности.
Каждый шкаф КРУ имеет собственный внутренний контур заземления и его соединение с внешним заземляющим контуром осуществляется посредством болтового соединения.
В отсеке РЗиА располагается аппаратура вторичных цепей — реле, автоматы, клеммные ряды, блоки микропроцессорных защит, светосигнальная аппаратура и прочее оборудование.
На двери отсека, как правило, размещаются микропроцессорная защита, светосигнальная аппаратура, кнопочные посты управления, измерительные приборы и приборы учета. Вся остальная аппаратура крепится на задней и нижней стенках отсека на DIN-рейках.
Связь между отсеком РЗиА и ВЭ осуществляется с помощью контактного разъема, расположенного в отсеке выключателя.
Межъячеечные связи вспомогательных цепей КРУ осуществляются в специальном выделенном изолированном канале, расположенном над отсеком РЗА.